Социально-педагогическая характеристика
(Примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)
- Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
- Количество учащихся. Из них мальчиков, девочек. Возрастной состав.
- Были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие учащиеся (из каких школ).
- Смена классного руководителя.
- Содержание и характер учебной деятельности:
- Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
- Наличие контроля за оценками отдельных учащихся. Кто из учащихся нуждается в постоянном контроле за успеваемостью и по какой причине?
- Отношение к учению (положительное; нейтральное; равнодушное; отрицательное).
- Отношение к педагогическому воздействию (с ожесточением, равнодушно, понимают и стараются выполнить требования).
- Мотивы учения (познавательный интерес к предметам; осознание необходимости учиться в школьном возрасте; заслужить одобрение взрослых; стремление избежать наказания; стремление к самоутверждению в группе сверстников).
- Дисциплина на уроках, кто нарушает, не работает в классе на уроках?
- Опоздания на уроки, причины.
- Пропуски уроков (по болезни, по уважительной причине, прогулы).
- Наличие (отсутствие) признаков повышенной нервозности, повышенной утомляемости, пониженной работоспособности, подавленного настроения, повышенной возбудимости, вспышек гнева, агрессивности по отношению к сверстникам, агрессивности по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки.
- Каковы читательские интересы, какую литературу предпочитают, регулярность чтения (книг не читают, читают эпизодически, читают систематически).
- Жизнь класса вне учебных занятий:
- Проявление интереса к деятельности: физической, умственной, технической, общественно-политической, организаторской, художественной, спортивной и т.д.
- Участие во внеурочной деятельности: факультативы, объединения по интересам, участие в олимпиадах, викторинах, турнирах. Результативность.
- Хобби.
- Культурный кругозор: посещают ли и насколько часто театры, музеи, выставки, экскурсии и др.
- Патологические влечения: (не курят, курят эпизодически, систематически; не употребляют спиртные напитки, употребляют эпизодически, систематически; не употребляют токсические и (или) наркотические вещества, употребляли однократно, систематически) и др.
- Состоят на диспансерном учёте, по поводу чего.
- Положительные поступки учащихся. Как часто они совершаются, возможные мотивы их совершения.
- Проступки, их проявления (эпизодически, систематически), их характер (грубость, драки, отказ от требований, поручений).
- Правонарушения (воровство, вымогательство, избиение, попытка к насилию, проявление садистских наклонностей, хулиганство, грубое нарушение общественного порядка и т. д.).
- Отношение к своим поступкам (равнодушны, гордятся, переживают, оправдывают, осуждают, раскаиваются).
- Отношение к трудовым делам класса (принимают активное участие, безразличны, демонстративно отказываются).
- Отношение к общественному имуществу (относятся бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества).
- Общественно-полезный труд в классе, гимназии.
- Семьи учащихся:
- Категории семей (полные; неполные; приёмные; опекунские; многодетные; семьи с детьми-инвалидами; семьи одинокой матери с незарегистрированным браком; семьи, оставшаяся с одним отцом (матерью); семьи, живущие без родного отца; семьи с неработающим родителем; семьи, один из родителей находится в учреждении исполнения наказания; семьи мигрантов, беженцев или вынужденных переселенцев; семьи, имеющие безнадзорных детей; обеспеченные; малообеспеченные; за чертой бедности).
- Типы семей: родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна; либо неблагополучная семья.
- Неблагополучная семья (!при выявлении фактов семейного неблагополучия семей необходимо своевременно сообщать педагогу социальному!):
– педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания). Признаки: отсутствует единство требований, ребёнок безнадзорен, жестокое обращение, систематическое физическое наказание, низкая осведомлённость об интересах, о поведении ребёнка вне школы;
– нравственно-неблагополучная (асоциальная). Признаки: родители ведут аморальный образ жизни, а именно пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются;
– конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышено раздражены, жестоки, нетерпимы).
- Характер взаимоотношений с детьми:
– Семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка);
– чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот усилий);
– попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребёнка);
– сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя).
– Организация режима труда и отдыха обучающихся в семьях, выполнения домашних заданий.
– Выполнение обязанностей в семье.
– Соблюдение режима дня.
– Как организованно общение учащихся в семьях во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.
- Влияние на класс родительской общественности.
- Руководство классным коллективом и его организацией:
- Официальный актив класса, его работа (выделить лучших).
- Наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс.
- Позиция других учащихся в коллективе: предпочитаемые, принятые, отвергаемые, изолированные. Кто и с кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния. Наличие отверженных, причины.
- Участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях, органах детского самоуправления, общественных организациях, достижения класса в конкурсных мероприятиях.
- Отношение к общественным поручениям (с готовностью, без видимого интереса, отказываются).
- Выполнение общественных поручений: (добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой).
- Взаимоотношения внутри коллектива:
- Степень сплоченности коллектива.
- Взаимоотношения между одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, тёплые, конфликтные, ни с кем не общается.
- Наличие или отсутствие группировок.
- Особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками.
- Эмоциональное неблагополучие отдельных детей.
- Манера и стиль общения в коллективе:
– Доминантный стиль (уверены в себе, стремятся навязать своё мнение, легко перебивают, но не дают перебить себя, нелегко признают свою неправоту);
– Не доминантный стиль (застенчивы, уступчивы, легко признают себя неправыми, нуждаются в поощрении при разговоре);
– Экстраверты (постоянно направлены на общение, легко входят в контакт, любопытны, открыты, полны внимания к окружающим);
– Интроверты (не склонны к контактам, замкнуты, предпочитают общению деятельность, в разговоре немногословны).
- Отношение к общественному мнению:
– Активно-положительное (стремятся исправить недостатки, учесть замечания и т. п.);
– Пассивно-положительное (понимают критику, согласны с ней, но недостатки не исправляют);
– Безразличное (не реагируют на критику, не меняют поведения);
– Негативное (спорят, не соглашаются с замечаниями, поведения не меняют).
– Адекватная (правильно оценивают свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
– Завышенная (некритичны по отношению к себе, преувеличивают свои достижения);
– Заниженная (излишне самокритичны, недооценивают свои положительные качества и личные достижения).
- Особенности сферы свободного общения учащихся:
– Сколько времени уделяют «уличному» общению в течении недели, часы вечернего прихода домой.
– С кем имеют дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащихся.
– Постоянное или предпочитаемое место уличного общения (клуб, двор, подъезд, и т. д.).
– Содержание общения на улице: работа с техникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное времяпровождение, курение, выпивка, азартные игры и др.
- Общие выводы:
- Уровень развития коллектива.
- Характер общего эмоционального климата в коллективе.
- Дисциплинированность.
- Определение основных недостатков в организации жизни коллектива.
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.
Социально-педагогическая характеристика класса
(примечание: заполняется на начало и конец учебного года, для вновь назначенных классных руководителей заполняется на конец первой четверти)
Рекомендации по составлению характеристики класса:
- Общие сведения о классном коллективе. История его формирования:
- количество учащихся;
- из них мальчиков, девочек;
- возрастной состав;
- были ли слияния с другими классами, есть ли прибывшие ученики (из каких школ);
- смена классного руководителя.
П. Содержание и характер учебной деятельности:
- общая характеристика успеваемости, дисциплины;
- наличие контроля за оценками отдельных учеников;
- дисциплина на уроках (кто нарушает?);
- пропуски уроков.
III. Жизнь класса вне учебных занятий:
- интерес к кружкам, экскурсиям, коллекционированию и т. д.;
- участие классного коллектива в общешкольной жизни;
- проявление сознательной дисциплины;
- влияние на класс родительской общественности;
- общественно полезный труд в классе, школе.
- Руководство классным коллективом и его организацией:
- актив класса, его работа;
- участие в школьных мероприятиях;
- наличие неформальных лидеров, причины их влияния на класс;
- наличие отверженных.
- Взаимоотношения внутри коллектива:
- степень сплоченности;
- проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи;
- наличие или отсутствие группировок;
- особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками;
- эмоциональное неблагополучие отдельных детей.
- Общие выводы:
- уровень развития коллектива;
- характер общего эмоционального климата в коллективе;
- дисциплинированность;
- определение основных недостатков в организации жизни коллектива.
Характеристика должна содержать достаточное количество обоснованных конкретных педагогических выводов, учитывающих специфику данного коллектива.
раскрыть » / « свернуть